Пятница
26.04.2024
Сплав. [0]
С ружьём и удочкой. [5]
Отчёты с рыбалок и охот.
  • КЛАДОВКА
  • Статистика сайта

"СИБИРСКИЙ ПРОМЫСЕЛ". Сайт рыболовов и охотников.

Главная » Статьи » Отчёты » С ружьём и удочкой.

Один день в тайге северного Байкала.

Однажды летом, строили мы охотничью базу на Байкале, в местечке Токшаки. Это небольшая горная речка впадающая в Байкал.
       И вот выбрав свободный денёк, решил сходить я в верховья этой самой речки, посмотреть чем богата здешняя тайга. Выдвинулся утром налегке, тропа идущая вдоль речки хорошая, идти легко, день обещает быть солнечным. Километрах в двух вверх по речке, есть зимовьё. С левой стороны крутой подьём, гора или хребёт, не знаю, как правильней назвать. Вдоль речки очень много чёрной смородины, есть брусника, изредко встречается рябина, другой ягоды пока не наблюдается. По склону горы растёт преимущественно сосновый лес, по пойме речки - пихта,
    берёза, кедр. Видел прямо на тропе соболинный помёт, встречаются следы лося и изюбря. Где-то вспорхнул рябчик.
       Всё вокруг свистит и пахнет. То там, то здесь, барабанная дробь дятла. Вот где-то совсем рядом желна,большой чёрный дятел, прокричал своё характерное "пиииить". Есть такая народная примета, если желна заладит своё "пить-пить", то непременно быть дождю. Но сейчас продолжения не последовало. Бог даст, погода постоит хорошая, а то как-то не очень хочется по тайге мокрому бродить. Очень много бурундуков. С полными защёчными мешками, торопятся запасти за короткое лето побольше корму на длинную зиму и голодную весну.
       Так незаметно, не успев даже вспотеть дошёл до первого зимовья. Подъём на взгляд сильно не заметный, при хотьбе довольно ощутим. Здесь, метров двести выше зимовья, речка разделяется на две: левые и правые Токшаки. Причём левые Токшаки, заметно полноводнее правых. Я пошёл по правым, это если встать лицом вниз по течению, так кажется в школе учили.
       С километр от зимовья хребёт вдоль которого я двигаюсь вышел скальными выступами,
    образовав прижим до самой речки и отличные отстои для зверя. Тут-то я и увидел первую дичь. Место довольно красивое и я остановился отдышаться и полюбоваться видом. Вдруг посыпались камни и из-за выступа скалы выскочила кабарга. Ловко прыгая по камням, проскакала около меня метрах в двадцати и снова ушла в верх по каменной россыпи.
       Это был самец или, как его ещё называют струйник, я хорошо разглядел большие клыки имеющиеся только у самцов этих самых маленьких оленей. Жаль что нет фотоаппарата, впоследствии я ещё не раз пожелею об этом.
       На камнях по всюду растёт каменный зверобой(щитовник пахучий), я немного нарвал для чая. Эта трава мне нравится своим каким-то неповторимым, чисто таёжным хвойным запахом, но это могут быть мои личные ощущения, как говорится на вкус и цвет- товарищей нет. Было дело: как-то раз я заварил зверобой туристам, так они пить не стали. Говорят:  какими-то лекарствами пахнет.
       Итак я продолжаю свой путь. На той стороне речки,старая гарь, сплошь заросшая молодняком. Пройдя ещё с километр тропа переходит речку, ставшей больше похожей на ручей, здесь чётко отпечатался след лапы довольно крупного хозяина здешних мест - бурого медведя.
       Пройдя несколько подьёмов и спусков, вышел к небольшому горному озеру, на берегу которого стоит небольшая, на двух человек, охотничья избушка. Решаю сварить чай ,потом обследую ближайшие окрестности. Озеро проточное, через него протекают левые Токшаки. Очень сильно слышен шум речки, то-ли пороги, то-ли водопад. На поверхности озера то и дело расходятся круги, вода в озере светлая, дно илистое. Присмотрешись, увидел некрупную рыбу, довольно много. Да это же хариус.
       В зимовье нашлась леска с крючками , срубив тоненькую березку, изобразил что-то типа удочки. Один за другим попались два харюска. Чай уже скипел, заварил его брустничным листом и зверобоем и пока он настаивался, приготовил рыбу на рожне.
       Отдыхая у костра я размышлял над тем, как сюда могла рыба попасть, речка довольно крутая и бурная, наверное, по большой воде поднимается.
       Кругом следы старого пожарища. Лес здесь сохранился только вокруг озера, по пойме речке, и боковым притокам. Обгоревший и давно высохший кедровый стланник, напоминающий скелеты доисторических животных, находится здесь повсюду, затрудняя порой движение.
       Пообедав и отдохнув, я выдвинулся дальше по левым Токшакам, зная по карте, что в вершине есть довольно большие озёра, но в сегодняшние планы посещение их не входит. Перейдя речку я пошёл левой стороной. Место совершенно безлесое, кругом каменные россыпи , спуски, подьёмы, зато далеко всё просматривается. На вершинах гор, хотя они кажутся совсем рядом ещё лежит снег. На одном из снежников видно чьи-то следы, скорее всего олени прошли, а может быть таинственный снежный человек пробрел.
       Поднявшись в очередной подьём передо мной открылся вид на широкую долину, слева виднеется полоска леса, растущего видимо в пойме речки и уходящего в даль. Если смотреть назад открывается прекрасный вид на Байкал. Вдруг справа, боковым зрением, я заметил какое-то движение, повернувшись увидел, как с другой стороны увала, на который я поднялся, выбежали сразу два, а следом ещё один, медведей. То-ли из-за того, что ветер был боковой,
    а может, потому-что я сливался с окружающей местностью в камуфляжной куртке, они на меня внимания совершенно не обращали.
       Но на всякий случай, я укрылся за камнем и приготовил ружьё. Кто знает, что им на ум взбредёт, медведь вообще непредсказуемый зверь, а в это время года, когда у них свадьба, они опасны вдвойне.
       Немного понаблюдав за ними я понял, что на уме у них один разврат. Все медведи были примерно одинаковые по размерам. Медведица с медведем были довольно игривы, вставали на задние лапы, обнимались... В общем, выполняли весь медвежий ритуал предварительных ласк. Медведь был обсолютно чёрным, как смоль, а медведица - буроватая с серебристой широкой полосой по всей спине. Третий медведь в игрищах участия не принимал, но находился рядом и всем своим видом показывал полное безразличие к происходящему. Наигравшись, они спустились в ложбину ручья и на какое-то время скрылись из виду. Ведомый нескромным любопытством и держа нос по ветру, я немного переместился и увидел редкую для многих картину. Я думаю, подробное описание этой картины мы опустим по понятным причинам.
       Интересно что третий медведь, а может медведица, ждущая своей очереди, в то время как эти двое занимались сексом ,мирно паслась на лужайке, пощипывая молодую зелень, как корова. Насмотревшись на этот медвежий разврат, я тихонько так и не обнаружив себя, ретировался от греха подальше.
       Решив что для одного дня впечатлений хватит, я двинулся обратно на базу. Идти вниз невероятно легко и приятно. Вернулся довольно быстро. Дорогой попадалась разная мелочь -бурундуки, дятлы и белки, которые после всего увиденного живого интереса не вызывали. Сожаление, что всё это незапечатлел на фото, не отпускало меня всю дорогу.
       День медленно угасал. Стояло полное безветрие, дневная жара спала. Байкал при полном штиле напоминает огромное зеркало. Солнце, как будто не желая уходить, зацепилось за горы и отражаясь в байкальской глади, прочертило красную дорожку на воде. Чайки, как флотилия бумажных корабликов, выстроились недалеко от берега.
       Мы сидели на разогретых за день камнях,курили и тихо переговариваясь, строили планы на завтра. Сын Ромка, забредя по колено в воду ловил на удочку хариуса.
       Вот так прошёл ещё один день на Байкале. С одной стороны день был прожит интересно, полон свежих впечатлений, а с другой стороны - задумаешься... Жизнь, с каждым прожитым днём, безвозвратно уходит, как песок сквозь пальцы. Подумаешь, подумаешь маленько и уже не знаешь - радоваться ли прошедшему дню или грустить.
    Категория: С ружьём и удочкой. | Добавил: 123 (14.02.2010)